Танки.

Великобритания:
  • Bishop
  • Archer
  • Crusader AA
  • Германия:
  • Bison
  • Ferdinand/Elefant
  • Flakpanzer 38
  • Hetzer
  • Hummel
  • Jagdpanzer IV
  • Jagdpanther
  • Jagdtiger
  • Marder II
  • Marder III
  • Mobelwagen
  • Nashorn
  • Ostwind
  • Panzerjager
  • SIG 33
  • StuG III
  • StuG IV
  • StuG 33B
  • Sturmpanzer II
  • Sturmpanzer IV Brummbar
  • Sturmtiger
  • Wespe
  • Wirbelwind
  • Италия:
  • Sem.da 47/32
  • Sem. M41 da 75/18
  • Sem. M41M da 90/53
  • Sem. M42L da 105/25
  • Канада:
  • Sexton
  • Советский Союз:
  • СУ-76
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-122
  • СУ-152
  • ИСУ-122
  • ИСУ-152
  • Соединённые Штаты:
  • HMC M7 Priest
  • HMC M8 Scott
  • GMC M10 Volverine
  • GMC M18 Hellcat
  • GMC M36 Slagger
  • HMC M37
  • GMC M40
  • HMC M43
  • Япония:
  • Хо-Ни
  • Хо-Ро
  • Австрия:
  • ADGZ
  • Великобритания:
  • Alvis Straussler
  • АЕС
  • АЕС 0857
  • Daimler
  • Daimler Dingo
  • Guy
  • Humber
  • Lanchester
  • Dorchester АЕС
  • Beaverrette
  • Coventry
  • Morris
  • Германия:
  • Sd.Kfz.2
  • Sd.Kfz.3
  • Sd.Kfz.4
  • Sd.Kfz.6
  • Sd.Kfz.7
  • Sd.Kfz.8
  • Sd.Kfz.9
  • Sd.Kfz.10
  • Sd.Kfz.11
  • Sd.Kfz.13
  • Sd.Kfz.221
  • Sd.Kfz.231 (6r)
  • Sd.Kfz.231 (8r)
  • Sd.Kfz.234
  • Sd.Kfz.247
  • Sd.Kfz.250
  • Sd.Kfz.251
  • Sd.Kfz.254
  • Sd.Kfz.301
  • Sd.Kfz.303
  • Sd.Kfz.304
  • sWS
  • RSO
  • Италия:
  • Ansaldo
  • Autoblinda AB40
  • Autoblinda AB41
  • Autoblinda AB43
  • Fiat
  • Lancia I.Z
  • Pavezi L140
  • Pavezi P4
  • CV 29
  • CV 333
  • Fiat 611
  • Lince
  • S37
  • Sahariana
  • Советский Союз:
  • ЛБ-НАТИ
  • ЛБ-23
  • ЛБ-62
  • БА-10
  • БА-11
  • БА-20
  • БА-20м
  • БА-21
  • БА-3
  • БА-30
  • БА-5
  • БА-6
  • БА-64
  • БА-64б
  • ФАИ
  • ППГ
  • Д-8
  • Соединённые Штаты:
  • LWS
  • M2
  • M20
  • M21
  • M3
  • M30
  • M38
  • M39
  • M3A1
  • M3 (полугусеничный)
  • M4
  • M5A2
  • M8E1
  • M9A1
  • Combat car M1
  • Франция:
  • Berliet VPDM
  • Berliet VUC
  • Berliet VUDB
  • Berliet VUDB4
  • Berliet VUM
  • Berliet VUMT
  • Laffly S15 TOE
  • Laffly W15 TCC
  • Laffly 50AM 384
  • Laffly 80 AM
  • Lorraine 37l
  • Panhard 165
  • Panhard 178
  • White-laffly AMD
  • Dodge AM
  • P 16
  • Чехословакия:
  • Skoda RSO
  • Япония:
  • 2592
  • 2597
  • 2598
  • 2599
  • 2593 Sumida
  • Тип 1 Хо-Ха
  • Тип 1 Хо-Ки
  • Ка-тсу
  •  


    FT 17.

    Танки - FT 17

    В июле 1916 года полковник Ж.-Б. Этьен вернулся из Англии, где он знакомился с работой английских танкостроителей, и вновь встретился с Луи Рено. На этот раз ему удалось убедить Рено взяться за проектирование легкого танка. Этьен считал, что такие машины понадобятся как дополнение к средним танкам и будут применяться в качестве командирских, а также для непосредственного сопровождения атакующей пехоты. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за работу.

    Взяв за основу командирскую модель танка «Шнейдер» СА 2, он быстро изготовил головной образец весом 6 т с экипажем из 2 человек. Ходовая часть оснащалась смешанной подвеской из листовой и спиральных пружин. Вооружение состояло из пулемета, а максимальная скорость достигала 9,6 км/ч. 20 декабря конструктор сам испытал танк в присутствии членов Консультативного комитета по артиллерии специального назначения. Новинка не понравилась тем, что имела только пулеметное вооружение; хотя Этьен предлагал именно его, рассчитывая, что танки будут действовать против живой силы. Критиковали также малый вес и размеры, из-за которых танк, якобы, не сможет преодолевать рвы и окопы. Тем не менее, Этьену и Рено удалось убедить членов комитета в целесообразности продолжения работы, и в марте 1917 года фирма «Рено» получила заказ на 150 легких боевых машин.

    Проводившиеся 9 апреля официальные испытания завершились полным успехом, и комитет увеличил заказ до 1000 танков. Однако в дело вмешался министр вооружения и приостановил заказ. Он требовал увеличить внутренний объем танка и разместить в башне двух человек. Время не ждало. Фронт требовал большого количества легких и дешевых боевых машин. Менять проект было поздно, а главнокомандующий торопил со строительством легких танков. Тогда же было принято решение поставить на часть танков вместо пулемета 37-мм пушку.

    Этьен предложил увеличить заказ до 2500 машин, включив в него и третий вариант танка — так называемый радиотанк в качестве командирского для связи между танковыми частями, пехотой и артиллерией. Главнокомандующий поддержал это предложение и, в свою очередь, повысил количество заказанных танков до 3500. С таким крупным заказом одна фирма «Рено» справиться в срок не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить фирмы «Берлие», «Шнейдер» и «Делонне-Белльвиль». «Рено» должна была изготовить 1850 машин, на долю «Берлие» досталось 800, «Сомуа» (подрядчик «Шнейдера») — 600, «Делонне-Белльвиль» — 280. США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.

    Поначалу танкостроители столкнулись с большими проблемами: никак не удавалось наладить производство литой башни с толщиной брони 22 мм, поэтому первые машины выпускались с восьмигранной клепаной башней, броня которой не превышала 16 мм. Немало времени ушло и на разработку системы установки пушки. Прототип пушечного «Рено» был готов к июлю 1917 года, а первый «радиотанк» покинул стены завода в Бийянкуре 10 декабря 1917 года. Новые танки начали поступать во французскую армию с марта 1918 года, и до конца войны она получила3187 машине официальным названием «легкий танк "Рено" FT модель 1917». В обиходе его сократили до более краткого FT-17.

    Бесспорно, это была одна из наиболее выдающихся конструкций в истории танкостроения. Компоновка «Рено» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — впереди, боевое отделение с вращающейся башней — в центре) до сих пор остается классической: в течение 15 лет этот французский танк служил образцом для создателей легких танков. В отличие от «Сен-Шамонов» и «Шнейдеров», его корпус был конструктивным элементом (шасси) и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились бронелисты и детали ходовой части.

    Последняя состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт. Тележки подвешивались к продольной балке на листовых пружинных рессорах. Верхняя ветвь гусеницы шла по шести поддерживающим роликам, собранным в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался вертикальной спиральной пружиной, которая обеспечивала постоянное натяжение гусеницы. Управление осуществлялось отключением и торможением соответствующей гусеницы, вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад.

    Подача бензина и циркуляция воды в системе охлаждения были принудительными. 4-цилиндровый карбюраторный мотор заводился ручкой изнутри машины или снаружи. Для входа и выхода экипажа служил носовой люк, а в задней части башни устроили еще и аварийный. Водитель сидел спереди и наблюдал за обстановкой через три смотровые щели. Стрелок располагался стоя или сидя в брезентовой петле в башне. Позже для него установили регулируемое по высоте сиденье. Вращение башни осуществлялось вручную. На ней имелся грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции с пятью смотровыми щелями. Боевое отделение отгораживалось от моторного стальной перегородкой с заслонками. Боекомплект (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнельных снарядов или 4800 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.

    Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. На многих машинах оно изготавливалось из дерева для уменьшения шума и веса (единственный случай применения дерева в танкостроении). Для повышения проходимости через рвы танк имел съемный «хвост» на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на марше на крышу моторного отделения. Длина танка с хвостом достигала 4,96 м.

    Танк, хотя и имел много новшеств, оказался очень удачной, дешевой машиной, простой и надежной благодаря низкому удельному давлению на грунт — 0,59 кг/см2 он имел хорошую проходимость, преодолевал подъемы до 45° и рвы шириной 1,8 м. Скорость и запас хода, однако, оставались малы. К полю боя танк перевозился на грузовиках.

    Танк «Рено» выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, сигнальном или командирском («Рено» TSF) с неподвижной прямоугольной рубкой, где находилась радиостанция и три человека экипажа, и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием («Рено» BS), установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последним в боях участвовать не довелось — ни один из 600 заказанных танков этой модификации так и не появился до конца войны.

    Ко времени подписания перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков «Рено» FT-17. Но общий заказ оказался значительно большим, ибо между февралем 1917 и ноябрем 1918 годов было заказано 7800 танков. Таким образом, FT-17 стал самым массовым танком первой мировой войны и вдобавок самым воюющим. За период с 31 мая по 11 ноября 1918 года они имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

    Первой иностранной армией, принявшей FT-17, стала американская, которая получила 514 танков французского производства и с успехом использовала их в боях в сентябре — ноябре 1918 г. Танк «Рено» вызвал большой интерес во всем мире. Он был закуплен двадцатью странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией (где получил обозначение «Ко»), Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией.

    И, наконец, будет уместно вспомнить еще один эпизод из насыщенной боевой биографии «Рено» FT-17. 18 декабря 1918 года подразделение этих танков выгрузилось в Одесском порту. Впервые они вступили в бой против Красной Армии 7 февраля 1919 года, когда совместно с бронепоездом белых поддерживали атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк был поврежден и захвачен красноармейцами. Доставленный в Москву, а позже в Сормово, он послужил образцом для постройки первых советских танков «Русский Рено».








    Австралия:
  • AC Centinel
  • Великобритания:
  • LT Mk.II
  • LT Mk.III
  • LT Mk.IV
  • LT Mk.V
  • LT Mk.VI
  • LT Mk.VII Tetrarch
  • LT Mk.VIII Harry Hopkins
  • MT Mk.I
  • MT Mk.II
  • IT Mk.I Matilda
  • IT Mk.II Matilda II
  • IT Mk.III Valentine
  • IT Mk.IV Churchill
  • CT Mk.I
  • CT Mk.II
  • CT Mk.III
  • CT Mk.IV
  • CT Mk.V Covenanter
  • CT Mk.VI Crusader
  • CT Mk.VII Cavalier
  • CT Mk.VIII Centaur
  • CT Mk.VIII Cromwelll
  • CT Challenger
  • CT Comet
  • Венгрия:
  • 38M Toldi
  • 41M Turan
  • Германия:
  • PzKpfw I
  • PzKpfw II
  • PzKpfw III
  • PzKpfw IV
  • PzKpfw V Panther
  • PzKpfw VI Tiger
  • PzKpfw VI II Tiger II
  • Италия:
  • Fiat 3000
  • L3
  • L6/40
  • М11/39
  • М13/40
  • М14/41
  • М15/42
  • P40
  • Канада:
  • Ram
  • Польша:
  • TK
  • 7TP
  • Советский Союз:
  • БТ
  • КВ
  • ИС
  • Т-26
  • Т-27
  • Т-28
  • Т-29
  • Т-34
  • Т-35
  • Т-37
  • Т-38
  • Т-40
  • Т-44
  • Т-50
  • Т-60
  • Т-70
  • Т-80
  • Соединённые Штаты:
  • M3 Stuart
  • M5 Stuart
  • M22 Locust
  • M24 Chaffee
  • M3 Grant/Lee
  • M4 Sherman
  • M26 Pershing
  • LVT
  • Франция:
  • AMR 33 VM
  • AMR 35 ZT
  • AMC 34 YR
  • AMC 35 (ACG-1)
  • FT 17
  • R 35
  • H 35
  • FCM 36
  • UE
  • D1
  • D2
  • S35
  • B1
  • FCM 2C
  • Чехословакия:
  • LT vz.35
  • LT vz.38
  • Швеция:
  • Strv m/40
  • Strv m/41
  • Япония:
  • 2592 (ТК)
  • 2597 (Те-Ке)
  • 2592
  • 2595 (Ха-Го)
  • 98 (Ке-Ни)
  • Тип 3 (Ке-Ри)
  • Тип 4 (Ке-Ну)
  • 2589
  • 2597 (Чи-Ха)
  • Тип 1 (Чи-Хе)
  • Тип 3 (Чи-Ну)
  • Тип 2 (Ка-Ми)

  • © 2008 Bronetehnika.dljatebja.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!